Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Информирование населения об обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В детском саду создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:
«О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ)
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.


Работа с детьми ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в нашем детском саду

В Учреждении функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Количество детей в группах и требования к организации режима дня, а так же организации непосредственной и дополнительной образовательной деятельности определяются в соответствии с СанПин и другими нормативно-законодательными документами действующими в настоящее время.

  • Для детей с тяжелыми нарушениями речи - до 10 детей.
  • Для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи старше 3 лет - 12 детей.
  • Прием производится на основании следующих документов:
  • протокола-заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии;
  • направления Управления образования о предоставлении места ребенку в Учреждении;
  • письменное заявление о зачислении ребенка в Учреждение от родителя (законного представителя);
  • документа, удостоверяющего личность одного их родителей;
  • медицинского заключения.

Определение периода пребывания детей в коррекционных группах осуществляется решением городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Принципиальные положения основы коррекционной работы

Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения; Содержание коррекционной работы - это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в речи воспитанников; - все специалисты МБДОУ ( воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) осуществляют коррекционную работу.

Цель образовательной деятельности

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с тяжелыми нарушениями речи и формирование его позитивных личностных качеств.

  • Задачи образовательной деятельности:
  • 1. Развитие и становление звуковой культуры речи.
  • 2. Обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности через игровую деятельность.
  • 3. Формирование всех видов детской деятельности.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений и развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

  • Основные задачи деятельности группы:
  • создание максимально благоприятных условий для обеспечения интеллектуального и личностного развития детей, имеющих нарушения речи;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • общее развитие, предельно возможное восстановление функций речи у детей;
  • осуществление необходимой коррекции в нарушении речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
  • Приоритетные направления работы с детьми:
  • педагогическая и психологическая коррекция речи;
  • социальная адаптация к детскому саду;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие основных видов детской деятельности: игровой, предметной, театрализованной, а также различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд, музицирование);
  • освоение детьми системы знаний из различных областей, представленных объектами и явлениями во взаимосвязи.